АТО-телеграф за 06/2020
Грузовое подразделение SkyCargo авиакомпании Emirates открыло новый регулярный грузовой рейс из Дубая, который будет выполняться еженедельно в новый для перевозчика российский аэропорт — московский Шереметьево на пассажирских самолетах Boeing 777-300ER.
Emirates продолжит выполнение грузовых рейсов в традиционный для него аэропорт Домодедово дважды в неделю, используя специализированные фрейтеры Boeing 777F.
Авиакомпания заявляет, что на новом рейсе будет импортировать в Москву товары из стран-производителей на Дальнем и Ближнем Востоке. А российские экспортеры смогут организовать транспортировку вакцин, медицинского оборудования, продуктов и техники в страны Ближнего Востока и Азии, уверены в Emirates SkyCargo.
На фоне падения пассажиропотока и взрывного роста спроса на грузоперевозки во время пандемии, Emirates приспособила под перевозку грузов 90 из 150 пассажирских Boeing 777-300ER.
Дальневосточная авиакомпания "Аврора" получила разрешение Росавиации на эксплуатационное использование пилотских электронных планшетов Electronic Flight Bag (EFB) на региональных самолетах De Havilland DHC-8.
Авиакомпания, входящая в группу "Аэрофлот", стационарно установила EFB в кабине пилотов на всех десяти своих самолетах DHC-8. В устройство введена эксплуатационная информация, навигационные карты, а также установлены специальные программы, которые позволяют пилотам готовиться и осуществлять полеты.
Ранее, в 2018 г. авиаперевозчик начал использовать электронные планшеты полетной и эксплуатационной информации на магистральных самолетах Airbus A319. Компании осталось внедрить EFB на трех самолетах DHC-6, что входит в ее планы.
Казахстанская бюджетная авиакомпания FlyArystan, подразделение национального перевозчика Air Astana, запустила мобильное приложение, работающее на устройствах iOS и Android.
С его помощью кроме покупки билетов клиенты смогут управлять своим бронированием: регистрироваться на рейс, приобретать дополнительные услуги (например, выбирать места на борту, оплачивать багаж, заказывать питание), менять даты поездки и узнавать о новостях и акциях компании. Приложение доступно на трех языках: казахском, русском и английском.
Авиакомпания базируется в Алма-Ате и Нур-Султане, а в скором времени начнет осуществлять перелеты по 9 направлениям из Атырау и Чимкента, а также по 5 направлениям из Караганды.
Созданный в 2016 г. лоукостер FlyOne подтвердил соответствие требованиям аудита эксплуатационной безопасности IATA (IATA Operational Safety Audit, IOSA). Процедура осуществлена германской аккредитованной аудиторской организацией Aviation Quality Services (AQS). Таким образом, авиакомпания стала вторым молдавским пассажирским перевозчиком, получившим статус оператора IOSA, после Air Moldova, что позволяет им выполнять полеты в Европу. Семь других молдавских операторов по-прежнему остаются в черном списке Евросоюза.
В настоящее время FlyOne готовится к возобновлению полетов. С 1 июля авиакомпания будет постепенно возвращать в расписание рейсы из аэропорта Кишинева по 14 направлениям.
Частная молдавская бюджетная авиакомпания HiSky, созданная в феврале бывшими топ-менеджерами национального перевозчика Air Moldova Юлианом Скорпаном и Виктором Сула, получила первый Airbus A320 и заключила контракт на A319, поставка которого ожидается в сентябре. Оба самолета взятый в долгосрочный лизинг у американской Air Lease Corporation, подтвердил лессор.
Получение A320-200, произведенного в 2010 г. и имеющего серийный номер MSN 4493, наконец позволит авиакомпании начать перевозки пассажиров 1 июля, сразу после планируемого снятия ограничений на полеты, связанных с пандемией.
Новый лоукостер намерен организовать полеты по шести европейским направлениям при поддержке и с использованием кода румынского партнера Cobrex Trans, получившего в апреле авторизацию от авиавластей Молдовы на рейсы из Кишинева в Лондон, Париж, Дублин, Дюссельдорф, Болонью и Лиссабон.
Частная авиакомпания WindRose ("Роза ветров") начала пополнять парк новым для себя типом ВС — турбовинтовыми ATR 72-600. Первый самолет (возраст шесть лет; серийный номер MSN 1178) взят в лизинг в Nordic Aviation Capital, сообщил лессор.
Всего киевский перевозчик планирует получить 8 ATR 72, которые на начальном этапе будут использоваться для запуска внутренних полетов из столицы Украины во Львов, Одессу, Николаев, Днепр и Харьков. Со временем 70-местные ATR 72-600 должны заменить 48-местные региональные реактивные Embraer 145, в том числе и на международных рейсах. В настоящее время парк WindRose, выполняющей преимущественно туристические чартеры, состоит из пяти Airbus A321, одного A320 и пяти Embraer 145.
Лидирующая казахстанская авиакомпания Air Astana после трехмесячного перерыва вновь выполняет регулярные международные рейсы. В субботу, 20 июня, самолет A321LR с регистрационным номером P4-KGA совершил рейс из Алма-Аты в турецкую Анталью. Занятость пассажирских кресел на этом рейсе составила 66%. В тот же день самолет A320 (P4-KBG) выполнил перелет из Нур-Султана в Стамбул. В рамках регулярной программы международных рейсов на 22 июня заявлены рейсы из Нур-Султана в Анталью, из Алма-Аты в Стамбул. 23 июня пассажиры полетят из Атырау в Стамбул. 1 июля Air Astana восстановит рейс Алма-Ата—Тбилиси, а 3 июля перевозчик запустит новый рейс Алма-Ата—Батуми. SCAT, вторая авиакомпания Казахстана по числу перевозимых пассажиров, начнет восстанавливать регулярную международную маршрутную сеть с 1 июля.
Казахстанские авиакомпании прекратили регулярные полеты за рубеж в середине марта, когда в республике ввели режим чрезвычайного положения из-за пандемии COVID-19.
Украинская грузовая авиакомпания "Элерон" выполнила на своем Ан-26 сотый рейс из Львова в Ригу, сообщил рижский аэропорт в пятницу, 19 июня. Перевозчик начал полеты в главный латвийский аэропорт в середине января и довел частоту регулярных полетов в Ригу до пяти в неделю. "Элерон" перевозит с Украины почтовые грузы компании "Нова Пошта" для латвийского почтового оператора Latvijas Pasts. Из Риги на Украину "Элерон" доставляет грузы e-commerce. В логистической цепочке задействована авиакомпания airBaltic. "Элерон" хочет заменить на рейсах в Ригу самолет Ан-26 на B-737 (в парке пока нет).
Пять рейсов в неделю в Ригу теперь выполняет грузовая авиакомпания "Атран" (группа "Волга-Днепр"). Российский перевозчик летает в столицу Латвии из китайского Ханчжоу. В проекте участвуют Latvijas Pasts и китайская компания Cainiao Smart Logistics Network Limited.
Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) приступил к серийному производству арктических вертолетов Ми-8АМТ для гражданских заказчиков. Первая машина выпущена и готова к передаче в коммерческую эксплуатацию, сообщил в пятницу, 19 июня, холдинг "Вертолеты России". Стартовый оператор ВС не называется. Первые специализированные арктические Ми-8АМТШ-ВА для Минобороны передали заказчику летом 2017 г. Машины предназначались для арктической группировки войск Воздушно-космических сил России.
С 20 июня авиакомпании Казахстана приступят к поэтапному возобновлению международных полетов. Пока только в Турцию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Грузию и Японию. Такое решение приняла межведомственная комиссия по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории Казахстана, с учетом рекомендаций республиканского Минздрава.
Количество рейсов по международным маршрутам будет выполняться на основе действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении и в зависимости от коммерческой загрузки ВС на каждом маршруте.
Аэропорт Владивостока (код IATA: VVO) вошел в состав "Базэл Аэро", сообщили ATO.ru в аэропортовом холдинге. В январе АО "Международный аэропорт Сочи" (МАС) стало мажоритарным владельцем АО "Международный аэропорт Владивосток" (главный оператор аэродрома Кневичи) и АО "Терминал Владивосток" (собственник терминала А). В общей сложности МАС принадлежит более 50% акций крупнейшего дальневосточного аэропорта, заявили в "Базэл Аэро". В 2019 г. совокупный пассажиропоток аэропортов Сочи, Краснодара, Анапы и Владивостока составил 16,1 млн чел.
Напомним, что венгерский лоукостер запустил процесс получения сертификата эксплуатанта и лицензии для своего ближневосточного дочернего предприятия Wizz Air Abu Dhabi у авиавластей Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Перевозчик будет создан в партнерстве с инвестиционной компанией Abu Dhabi Holding.
Как пишет портал Simple Flying со ссылкой на гендиректора Wizz Air Йозефа Варади, несмотря на коронавирусный кризис запуск новой авиакомпании все еще запланирован на октябрь. Операционная деятельность перевозчика должна начаться с флотом из шести ВС. А к 2035 г. общее количество самолетов может вырасти до 100 единиц. По словам Варади, авиакомпания сможет охватить рынок с населением из 5 млрд чел. в радиусе 6,5 ч полета от Абу-Даби. Это откроет перед Wizz Air новые возможности для развития маршрутной сети. Расширение влияния Wizz Air продолжается и в Европе. Лоукостер открывает три новые базы — в Ларнаке, Тиране и Милане (аэропорт Мальпенса). С их запуском общее количество баз Wizz Air достигнет 30.
Сегодня Cathay Pacific объявила о трехэтапном плане реструктуризации авиакомпании, который позволит ей привлечь 5 млрд долл. США. На первом этапе планируется выпустить привилегированные акции в размере 2,5 млрд долл., которые отойдут правительству автономного региона КНР. На втором — выпустить дополнительные акции на 1,5 млрд долл. для текущих акционеров компании. На третьем — получить кредитную линию от правительства Гонконга на 1 млрд долл.
Когда сделка будет завершена, компания Aviation 2020, принадлежащая правительству Гонконга, станет владельцем порядка 6% акций Cathay Pacific, пишет Simple Flying. При этом доля британской корпорации Swire Pacific в Cathay Pacific останется на уровне 42,3% акций, в то время как доли авиакомпаний Air China и Qatar Airways уменьшатся примерно до 28 и 9% соответственно. Одним из вариантов спасения Cathay Pacific было наращивание доли Air China, пишет газета "Коммерсант", но правительство региона предпочло впервые прибегнуть к выкупу доли в частной компании ради ее спасения и не допустить наращивания доли китайской авиакомпании.
Cathay Pacific испытывает трудности с середины 2019 г. из-за массовых протестов в Гонконге, а затем вследствие пандемии COVID-19. Перевозчик сообщает, что с февраля теряет примерно от 322 до 387 млн долл. в месяц.
Оператор кировского аэропорта — АО "Аэропорт Победилово" (контролируется местными властями) получит субсидию из областного бюджета. Сейчас проект соответствующего постановления регионального правительства проходит согласования. Минтранс Кировской области проинформировал, что в апреле–мае количество взлетно-посадочных операций в Победилово резко снизилось. Это привело к снижению выручки от неавиационной и авиационной деятельности за обслуживание рейсов. Пассажиропоток кировского аэропорта по итогам прошлого года составил 240,8 тыс. чел., что почти вдвое больше показателя 2018 г. Рост объяснялся возобновлением рейсов "Победы" и сохранением полетов авиакомпании "РусЛайн". В текущем году от Победилово также ждали увеличения пассажиропотока. Не сложилось.
Принадлежащее Псковской области авиапредприятие "Псковавиа" признали банкротом и ввели на нем процедуру наблюдения. Такое решение вынес Арбитражный суд Псковской области, сообщил ТАСС. "Псковавиа", управляющее псковским аэропортом (Кресты), в 2019 г. лишилось сертификата эксплуатанта. Попытки местных властей реанимировать собственное авиапредприятие, обремененное финансовыми трудностями, дальше обещаний не зашли.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), мировой пассажирооборот (измеряется в выполненных пассажиро-километрах, RPK) в апреле упал на 94,3% по сравнению с тем же месяцем 2019 г. В ассоциации отмечают, что такого уровня снижения они еще никогда не фиксировали за всю историю своего подсчета мирового трафика с 1990 г.
Последние данные показывают, что с 21 апреля по 27 мая количество ежедневных рейсов выросло на 30%. В основном речь идет о полетах внутри государств. Однако это показывает, что авиация пережила дно кризиса (конечно, при условии отсутствия повторения ситуации с ограничениями) и начинает длительный процесс восстановления.
Данные конца мая также показывают, что уровни авиаперевозок в Южной Корее, Китае и Вьетнаме выросли до отметки, которая сейчас на 22–28% ниже, чем годом ранее. Запросы на авиаперевозки в Google также выросли на 25% к концу мая по сравнению с апрельским минимумом, хотя это все еще на 60% ниже, чем было в начале года.
ВС с регистрационным номером VP-BIS поступило в парк перевозчика в конце прошлой недели. Этот самолет стал 9-м по счету B-757 в парке Azur Air; теперь флот оператора насчитывает 31 ВС. На сегодня Azur Air, которая ранее специализировалась на чартерных туристических полетах, в условиях ограничений в международном авиасообщении выполняет грузовые перевозки на самолетах B-777 и В-767. К пассажирским рейсам (пока внутри России) авиакомпания планирует приступить с 15 июня.
По словам министра транспорта и коммуникаций Ярослава Наркевича, это позволило бы более гибко реагировать на новые потребности Литвы, независимо от постоянно меняющейся стратегии иностранных авиакомпаний, "что особенно актуально для восстановления рынка авиаперевозок после пандемии COVID-19, так как существует вероятность того, что после выхода из кризиса он не сможет вернуться к прежней бизнес-модели".
Под виртуальной авиакомпанией понимается компания, которая не имеет собственного парка ВС, а вместо этого покупает летные часы у других авиаперевозчиков, а также иногда и другие услуги — к примеру, распространение билетов. При этом работа компании ведется под собственным брендом. Так, например, делала эстонская авиакомпания Nordica, рейсы которой осуществлялись на самолетах ее дочерней компании — Regional Jet. Напомним, что в прошлом году Nordica отказалась от выполнения коммерческих полетов под своим брендом из-за сильной конкуренции в ее домашнем аэропорту Таллин.
Ожидается, что виртуальный нацперевозчик в Литве может быть создан до конца 2020 г. или в начале следующего года за счет госбюджета. Такая модель авиакомпании предлагается с точки зрения значительно более низких начальных затрат и гораздо большей гибкости при изменении объемов работы. Стоит отметить, что на сегодня крупных магистральных регулярных авиаперевозчиков у Литвы нет.
Перевозчик сообщает, что уже в этом месяце рассчитывает восстановить полеты по всем маршрутам внутри страны, которые он обслуживал зимой 2020 г. и летом 2019 г. Кроме того, запланировано открытие новых направлений, большая часть которых открывается из сибирских хабов — Новосибирска и Иркутска. В частности, с июня S7 Airlines предлагает пассажирам из Иркутска прямые перелеты в Сочи и Симферополь. Также S7 Airlines заявляет, что является единственной авиакомпанией, осуществляющей прямые регулярные рейсы из Иркутска в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск, из Новосибирска в Волгоград и Оренбург, из Владивостока в Анадырь.
"Смягчение карантинных мер и традиционная для авиаперевозок сезонность, безусловно, отражаются на спросе. По нашим оценкам, восстановление рынка продолжается: в июне мы ожидаем роста пассажиропотока на 50% относительно мая, а количества рейсов — на 40%. Рассчитываем, что позитивная динамика сохранится и в другие летние месяцы", — отметил заместитель гендиректора по стратегии S7 Group Григорий Давыдов.
Согласно госконтракту № 47, подготовку курсантов Омского летно-технического колледжа (ОЛТК; филиал Ульяновского института гражданской авиации) на новый тип ВС выполняют сотрудники компании "Русские вертолетные системы" (РВС). Компания направила в ОЛТК группу специалистов из четырех пилотов-инструкторов и два вертолета "Ансат". На первом этапе программы предполагается подготовка группы из восьми курсантов, каждый из которых должен налетать по 50 ч на "Ансате". Ранее преподаватели авиационного учебного центра РВС провели теоретическую и наземную подготовку будущих пилотов. Сообщается, что "подготовка на новый тип вертолета позволит сформировать высокотехнологичные кадры для ГА и решить проблему дефицита летного состава, что особенно важно в связи с реализацией в России масштабной программы развития санавиации".
Напомним, что ранее российские вертолетчики заявляли о серьезном дефиците кадров в отрасли. За подготовку коммерческих пилотов винтокрылых машин в РФ отвечает всего одно учебное заведение — ОЛТК, который в силу ряда существующих проблем выпускает своих курсантов с задержками.
Как сообщает лизингодатель (штаб-квартира расположена в Дублине, Ирландия), поставки ВС переносятся на 2025–2027 гг. У SMBC Aviation Capital есть обязательства на приобретение 133 Boeing 737MAX, пишет портал Reuters. Компания заявила, что обеспечила удовлетворительные условия для отсрочки поставок самолетов, которые должны были быть переданы в 2021–2022 гг., но не были запущены в производство.
Напомним, что 15 самолетов B-737MAX от SMBC Aviation Capital планировал получить российский лоукостер "Победа". Ожидалось, что поставки ВС будут реализованы в 2019–2021 гг.
Обе авиакомпании объявили о возобновлении полетной программы после снятия Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) запрета на обслуживание транзитных пассажиров в международных аэропортах Абу-Даби, Дубая и Шарджи. Для обоих перевозчиков отсутствие транзита означало фактическое прекращение деятельности, поскольку их собственные рынки относительно невелики и их основной пассажиропоток составляют как раз транзитные пассажиры на дальнемагистральных зарубежных маршрутах. Etihad Airways планирует начиная с 10 июня соединять 20 городов Европы, Азии и Австралии через Абу-Даби. В свою очередь, авиакомпания Emirates с 15 июня намерена летать по 29 направлениям в Азию, Европу и Северную Америку из Дубая. В данный момент властями ОАЭ разрешены только транзитные перевозки, въезд в страну для иностранцев запрещен. Qatar Airways объявила в четверг, что выполняет более 170 рейсов в неделю по 40 направлениям и планирует увеличить количество направлений до 80 к концу июня. Въезд в Катар для иностранных граждан также пока запрещен.
Воздушное судно с регистрационным номером HA-LJA прилетело в Будапешт с завода-производителя 29 мая и уже выполняет полеты между столицей Венгрии и другими городами стран Евросоюза. Этот самолет стал 122-м ВС в парке Wizz Air и 9-м представителем семейства neo — у оператора также есть 8 A321neo.
Свой первый A321neo авиакомпания получила 7 марта 2019 г. Всего, согласно портфелю заказов Airbus за апрель, Wizz Air планирует получить 65 A320neo и 219 A321neo.
Перевозчик подписал соглашение со Сбербанком на открытие кредитной линии в размере 403 млн руб. в рамках государственной антикризисной программы, направленной на поддержку бизнеса и сохранение занятости. Первый транш по данной линии запланирован на 5 июня.
В пресс-релизе авиакомпании говорится, что "по новой программе банки предоставляют кредиты под 2% годовых на срок до 13 месяцев. Максимальная сумма транша ограничена двукратным размером МРОТ, умноженным на численность сотрудников предприятия. Сам кредит и проценты будут полностью списаны государством при сохранении занятости не ниже 90%, а при сохранении занятости не ниже 80% — половина суммы кредита и проценты по нему. Условия кредитования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696".
Ранее Сбербанк открыл "Уральским авиалиниям" льготную кредитную линию на сумму 3 млрд руб.
Ведомство сообщает, что с 14 мая были приняты положительные решения по заявлениям 18 авиаперевозчиков на сумму 9,45 млрд руб. Субсидии предоставлены авиакомпаниям Аэрофлот", "Россия", "Аврора", "Азимут", Azur Air, Red Wings, Smartavia, "Уральские авиалинии", S7 Airlines ("Сибирь"), "Северсталь", IFly, Royal Flight, Pegas Fly ("Икар"), Nordwind ("Северный ветер"), "ЮТэйр", "ЮТэйр — Вертолетные услуги", ЗАО "ЮТэйр", "РусЛайн". Средства должны быть направлены на погашение расходов за коммерческие перевозки, выполненные в период с февраля по апрель 2020 г.
В настоящее время на проверке в Росавиации находятся документы от 13 авиакомпаний, объем предполагаемых субсидий составляет 238,2 млн руб. Напомним, что всего на поддержку воздушных операторов на фоне пандемии COVID-19 направлено 23,4 млрд руб. Причем "Ведомости" пишут, что группа "Аэрофлот" получает субсидии на особых условиях: они не зависят от падения трафика и не рассчитываются помесячно, как другим перевозчикам.
Поставка турбовинтовых самолетов запланирована на конец ноября. Об их типе не сообщается. Речь идет о ВС в сегменте до 19 кресел. Выбор происходит между DHC-6 (такие ВС уже есть в парке "Авроры") и L-410. С учетом риторики президента России, вероятно, будут выбраны чешско-российские машины. Самолеты нужны для восстановления малой авиации в Сахалинской области. До конца года в регионе собираются открыть новый рейс из Южно-Сахалинска в Александровск-Сахалинский, город с населением 10 тыс. чел., в 440 км к северу от областного центра. Анонсировано возрождение авиасообщения с селом Зональное в Тымовском районе (14 тыс. жителей; 420 км к северу от Южно-Сахалинска).
"Аэрофлот" на фоне ситуации с COVID-19 ведет переговоры о переносе поставок заказанных ранее самолетов на более поздние сроки, сообщает Интерфакс-Туризм со ссылкой на замгендиректора компании по коммерции и финансам Андрея Чиханчина. "Мы обсуждаем это и с лизинговыми компаниями, и с производителями. Пытаемся сдвинуть поставки на более поздние сроки. И конечно, мы пытаемся сдвинуть их до лета следующего года", — сказал Чиханчин в ходе телефонной конференции для инвесторов и аналитиков.
Ранее планировалось, что в 2020 г. парк группы "Аэрофлот" пополнит 31 самолет, включая 11 широкофюзеляжных Airbus A350. Таким образом, общее количество ВС увеличится до 398. На конец апреля флот группы насчитывал 360 самолетов, авиакомпании "Аэрофлот" — 246 ВС.
Об этом 1 июня сообщила компания Bombardier. Теперь программа CRJ станет частью новой компании — MHI RJ Aviation Group (MHIRJ), принадлежащей японской корпорации Mitsubishi Heavy Industries. Канадский производитель продолжит поставлять запасные части, а также строить оставшиеся в портфеле заказов 15 самолетов CRJ от имени MHI. Окончание поставок ВС запланировано на вторую половину текущего года. После производство CRJ может прекратиться.
Напомним, что сделка по приобретению MHI программы CRJ была анонсирована в прошлом году Ее стоимость составляет 550 млн долл. Кроме того, MHI возьмет на себя долг Bombardier в размере примерно 200 млн долл. Также в рамках этой сделки японская корпорация приобретает компетенции в части технического обслуживания и ремонта, маркетинга и продаж самолетов серии CRJ, включая связанную с этим сеть обслуживания и поддержки, находящуюся в Монреале (провинция Квебек, Канада) и Торонто (провинция Онтарио, Канада), сервисные центры, расположенные в Бриджпорте (штат Западная Вирджиния, США) и Тусоне (штат Аризона,США), и сертификаты типа.
Группа "Аэрофлот" опубликовала финансовую отчетность по МСФО за первые три месяца 2020 г., согласно которой ее выручка снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., до 123,9 млрд руб. При этом выручка от пассажирских перевозок сократилась на 10,6%, до 106,6 млрд руб., из-за уменьшения пассажиропотока на фоне пандемии. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 15,1%, до 4,8 млрд руб., за счет роста объема грузоперевозок на 11,6%.
Сообщается, что на фоне кризиса в отрасли "Аэрофлот" начал внедрять масштабные оптимизационные меры — в том числе по сокращению выставленных емкостей и общехозяйственных, управленческих, маркетинговых расходов. Ведутся переговоры по реструктуризации обязательств компании. Кроме того, в условиях почти полного отсутствия доходов от пассажирских перевозок группа переориентировала ряд своих широкофюзеляжных ВС под грузовые перевозки, что обеспечило положительную динамику по грузовой выручке.
Чистый убыток группы в I квартале вырос на 42,8%, до 22,5 млрд руб., по сравнению с тем же периодом 2019 г. Данный убыток включает 6,7 млрд руб. неденежной переоценки валютных обязательств по лизингу, частично отраженной в отчете о прибылях и убытках. Без учета данного "бумажного" эффекта чистый убыток сопоставим с результатом за аналогичный период 2019 г. (15,7 млрд руб.), говорится в пресс-релизе "Аэрофлота".
Группа заявляет, что практически полная остановка полетов в апреле и мае приведет к значительному ухудшению ее финансового результата по итогам II квартала. Однако начиная с июня группа "Аэрофлот" приступает к постепенному возобновлению программы полетов.
Минтранс России начал разработку проекта постановления правительства, которое позволит перенести сроки обязательной локализации серверов и баз данных систем, обеспечивающих оформление внутренних авиаперевозок пассажиров, на территории РФ с 31 октября 2021 г. на 30 октября 2022 г. В пояснении к проекту сообщается, что "реализация российскими авиакомпаниями требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей ее работу, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2019 г. № 955, накладывает на перевозчиков дополнительную финансовую нагрузку, что создает угрозу их финансовой устойчивости".
Сегодня многие российские авиакомпании, в том числе крупные игроки рынка, сотрудничают с иностранными зарубежными системами бронирования, например с американской Sabre и испанской Amadeus.
Авиакомпания Avion Express Malta, специализирующаяся на предоставлении услуг по договорам ACMI-аренды, получила одобрение Федеральной авиационной администрации (FAA) США на соответствие требованиям Part 129, что позволяет ей выполнять пассажирские рейсы в/из/через Соединенные Штаты. Учитывая, что у Avion Express Malta уже есть сертификат иностранного перевозчика (Foreign Air Carrier Certificate; FAOC) от авиавластей Канады, она теперь сможет заключать договоры аренды с компаниями по всей Северной Америке.
Авиакомпания Avion Express, как и ее мальтийское подразделение, входит в литовскую многопрофильную группу Avia Solutions. Интересно, что на днях еще одна авиакомпания группы, также базирующаяся на Мальте и специализирующаяся на сдаче самолетов семейства Airbus А320 в мокрый лизинг, — SmartLynx Malta получила одобрение от авиавластей США.
Российский лоукостер вернулся к полетам 31 мая после почти двухмесячного простоя и планирует поэтапно до конца июля полностью восстановить летнее расписание. Всего в летнем расписании перевозчика 83 направления, из которых почти 60% — региональные, которые обслуживаются без посадки в Москве. 17 маршрутов летней программы полетов уникальные, по ним не летает ни одна другая авиакомпания. Новинками лета в расписании "Победы", как говорится в пресс-релизе перевозчика, стали рейсы из Сочи в Калининград и Мурманск, из Санкт-Петербурга и Москвы в Ставрополь и Воронеж.
Подписанное сторонами соглашение предусматривает перенос предстоящих в мае–августе 2020 г. платежей по кредиту на более поздний период. Соглашение было достигнуто в рамках комплекса мероприятий, направленных на поддержку отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Сообщается, что в настоящее время банк также рассматривает варианты дополнительного финансирования авиакомпании "Уральские авиалинии" как предприятия, входящего в перечень системообразующих организаций российской экономики. Ранее авиаперевозчик получил льготный кредит от Сбербанка на сумму 3 млрд руб.
В июне SCAT переходит на новую, альтернативную модель работы. Изменения коснутся в первую очередь тарифной и багажной политики компании. В частности, SCAT запускает ряд безбагажных тарифов, стартующих с отметки 5000 тенге (около 850 руб.), более чем на 10 направлениях по Казахстану. В пресс-службе авиакомпании подтвердили ATO.ru, что ранее безбагажных тарифов у SCAT не было.
"Условия современной действительности диктуют новые правила. [...] Четкое разделение моделей авиакомпаний, существовавшее ранее, уже не отвечает современным потребностям пассажиров. Работая только на условиях одной, определенной модели либо представляя услуги лишь в некоторых сегментах, перевозчик ограничивает как пассажира, так и себя", — говорится в пресс-релизе SCAT.
В ближайших планах компании введение выбора персонального и детского меню, программы лояльности часто летающих пассажиров и др. Кроме того, SCAT переходит на общемировую систему провоза багажа Piece Concept. Система позволяет эффективнее использовать багажные отделения самолетов и избегать ситуаций досылки негабаритного багажа, действуя в интересах пассажиров.
Согласно данным Росавиации, в апреле российские аэропорты обслужили около 1,5 млн чел. — 30,4 тыс. на международных рейсах и более 1,4 млн на внутренних. Это на 91% меньше, чем в апреле 2019 г., когда было обслужено 16,3 млн пасс. Всего за первые четыре месяца 2020 г. общий пассажиропоток аэропортов РФ составил 42,4 млн чел., что на 28,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Падение объемов перевозок в аэропортах московского авиаузла в апреле составило 95% — до 388,9 тыс. чел. В то же время доля МАУ в общем пассажиропотоке страны сократилась с 47,8 до 26,5%. В целом за четыре месяца пассажиропоток МАУ снизился на 33,7%, до 18,8 млн чел.
Напомним, что государство выделило на поддержку российских аэропортов 10,9 млрд руб. Средства могут быть использованы на выплату зарплат сотрудникам, на уплату страховых взносов, содержание, ремонт и эксплуатацию зданий, оборудования, транспорта.
Компания SmartLynx Malta получила одобрение Федеральной авиационной администрации (FAA) США, что позволяет ей выполнять пассажирские и грузовые операции в/из/через Соединенные штаты. Авиакомпания была создана в апреле 2019 г. и также имеет сертификат иностранного авиаперевозчика, выданный Министерством транспорта Канады. Как и SmartLynx Airlines, мальтийский оператор специализируется на сдаче самолетов семейства Airbus А320 в мокрый лизинг по договорам ACMI.
Разрешение на работу в США дает возможность SmartLynx Airlines (входит в литовскую группу Avia Solutions) выйти на новые рынки, а также реализовать планы по сотрудничеству с американской компанией Global Crossing Airlines (GlobalX). Последняя планирует получить одобрение FAA и запустить чартерные полеты на самолетах Airbus на рынках США, стран Карибского бассейна и Латинской Америки. 20 мая стороны подписали соглашение, которое предусматривает сокращение расходов компаний за счет обмена в сфере сервиса, набора и обучения пилотов и бортпроводников. "Уникальная платформа бизнес-модели SmartLynx и обширный опыт являются огромными преимуществами для GlobalX. Мы также с нетерпением ожидаем увидеть наши самолеты и экипажи, работающие для GlobalX в зимние месяцы, и приветствовать их самолеты и экипажи в наши лучшие летние месяцы в Европе", — сказал гендиректор SmartLynx Airlines Зигимантас Суринтас.